Автомобили с давних времен комплектуются салонными отопителями, которые в просторечье именуются печкой. Даже на современных авто с системами климат-контроля салонный отопитель является неотъемлемой ее частью. Но не все автолюбители знают, как правильно настроить обогрев салона в зависимости от внешних условий.
Температура отопителя салона в автомобиле
Многие автолюбители пытаются исходить из температуры, которая выдается отопителем. Но проблема в том, что в разных исходных условиях температура воздуха, выходящего из дефлекторов, будет все время разной. Например, если включить отопитель на непрогретой машине, то температура не будет отличаться от забортной. И если на улице -30°С, то и отопитель будет выдавать все те же -30°С, пока не прогреется мотор.
Еще один момент — скорость работы вентилятора отопителя. На первой скорости воздух из дефлекторов всегда будет более теплый, чем на следующих. А вот максимальная скорость работы вентилятора в морозы может привести к тому, что температура будет постоянно падать из-за высокой теплопотери в малом контуре охлаждения двигателя.
Влияет и степень открытия заслонки. Чем шире она открыта, тем больше разогревается радиатор салона машины, тем больше тепла с него получается снять. И наоборот, если полностью закрыть заслонку, то тепло не будет сниматься вовсе, поскольку теплоноситель не будет поступать в радиатор.
Наконец, оказывает влияние на температуру и рециркуляция. Если она включена, то температура будет стремительно расти. А если выключена, то произойдет стабилизация температуры.
Чтобы понять зависимость температуры от внешних условий, нужно понять — как именно устроен отопитель, который фактически является частью системы охлаждения двигателя транспортного средства. Схема довольно простая (если авто не оборудовано автономным отопителем, конечно):
- в машине теплоносителем является охлаждающая жидкость (тосол), которая охлаждает мотор;
- тосол циркулирует по малому кругу, к которому подключен радиатор отопителя салона;
- подключение отопителя осуществляется через заслонку (кран);
- забор внешнего воздуха в салон расположен так, что его выход находится под радиатором и может перекрываться заслонкой рециркуляции;
- при включении отопителя начинает вращаться вентилятор, который отбирает тепло радиатора и выдувает его через дефлекторы.
Конечно, в отношении некоторых моментов системы отличаются. На некоторым машинах стоит электронная заслонка, которая самостоятельно контролирует температуру воздушного потока. На некоторых все реализовано более «топорно». Но сути и принципа работы системы обогрева салона это не меняет.
Как пользоваться отопителем, чтобы не запотевали стекла зимой
Отопитель используют преимущественно в холодное время года, и чаще всего зимой. Но его следует использовать правильно. Иначе будут запотевать стекла, причем объем конденсата будет тем больше, чем холоднее на улице. И если проблема в -10°С почти незаметна, то вот в -25°С она предстанет во «всей красе».
Почему стекла будут потеть при неправильной настройке системы обогрева? Все дело во влажности воздуха и свойстве водяного пара оседать на холодных поверхностях. Вода же в воздухе образуется во время таяния снега, который попадает в салон с обувью, а также выделяется во время дыхания человека.
Избавиться от запотевания или хотя бы минимизировать негативный эффект помогут следующие советы.
- Нужно правильно выбрать режим обдува — подогретый воздух направляют на лобовое стекло.
- Важно отключить режим рециркуляции сразу, как нагреется салон.
- Следует менять салонный фильтр до наступления холодов.
- Нужно выбрать подходящую скорость вращения вентилятора.
Эта «программа-минимум» избавляет от проблемы запотевания в 95% случаев. Если же и это не помогло, то возможна разгерметизация отопителя, вследствие чего разогретый тосол быстро оседает на холодных стеклянных поверхностях и почти полностью перекрывает обзор. Лучше посетить автосервис и попытаться отыскать техническую неисправность системы обогрева салона.
Основные правила использования печки
Вообще, включать салонный отопитель нужно с умом и иметь в виду, что никакие инженерные решения не отменяют законов физики. Дело в том, что, переведя печку в режим обогрева на максимум на непрогретом двигателе в -30°С, можно гонять мотор часами в ожидании его прогрева. А прогрева не произойдет — генерируемое тепло будет отбираться отопителем и рассеиваться сразу через остекление.
Зимой не стоит направлять горячий поток на промороженное остекление — с большой долей вероятности триплекс лопнет из-за резкого перепада температуры. Лучше включить отопитель в средний режим работы вместе с началом прогрева ДВС и направить дефлекторы на остекление. И только когда наледь растает, можно выбрать другой режим обдува.
Наконец, включать отопитель на непрогретой машине нужно с активацией рециркуляции. Так салон нагреется быстрее.