Записаться на обучение
Запись онлайн
Ваше сообщение было успешно отправлено
Часто у инструкторов автошколы «Флагман» спрашивают, как быстро научиться водить машину на механике. Совсем быстро сделать это не получится — не зря на обучение в автошколах отводится порядка 50 часов. Но научиться водить машину с МКПП с нуля все же получится буквально за 10-20 занятий. Не на уровне профессионала, конечно. Авто на механике только кажется сложным. На самом деле водить такое транспортное средство под силу каждому. Ну а педаль сцепления и переключение скорости осваиваются и вовсе за 1-2 занятия.
Механическая коробка переключения передач является трансмиссией. Водитель, исходя из анализа дорожной обстановки и дальнейших действий, выбирает и включает подходящую передачу, управляет трансфером крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Для управления машиной с МКПП водителю необходимо прерывать крутящий момент, работая со сцеплением.
На машине с серийной МКПП присутствует 4-7 скоростей помимо нейтральной и заднего хода. Большинство авто оборудуется 5-скоростным узлом. Каждой ступени коробки соответствует свой скоростной диапазон. От правильного выбора подходящей ступени зависит устойчивость работы двигателя и трансмиссии и движение транспортного средства.
Авто с механической трансмиссией оборудуется тремя педалями. Помимо акселератора и тормоза есть педаль сцепления, которая связана с одноименным узлом и выжимается для прерывания передачи крутящего момента.
Расположение педалей в любом авто всегда стандартное. Слева — педаль сцепления, касаются которой только левой ногой. По центру расположена педаль рабочего тормоза. Справа — педаль газа. Газ и тормоз не нажимаются одновременно, поэтому водитель работает с ними правой ногой. Сцепление задействуется одновременно и с газом, и с тормозом, поэтому управляется только левой ногой. Водители используют его чтобы:
Во время движения на одной передаче педаль не задействуется, а левая нога располагается на специальной площадке. После использования сцепления, например, для переключения ступени трансмиссии, нога возвращается на площадку. Держать стопу на педали нельзя, поскольку это может привести к ее случайному нажатию и прерыванию передачи крутящего момента.
По мнению большинства начинающих водителей, именно эта педаль является сложной в освоении, особенно в части одновременной работы с трансмиссией. Неопытный водитель не понимает необходимости в переключении ступеней трансмиссии.
Передачи только кажутся сложными. На самом деле освоить их переключение несложно, если понимать, для чего это нужно. Это понимание может дать сухая теория о том, что каждая из ступеней включается только при определенных параметрах работы двигателя и вращения колес.
Несмотря на способность практически любого исправного современного мотора «выдавать» 5-6 тыс. об./мин., ездить в таких режимах долго нельзя. Оптимальный «рабочий» режим двигателя — 1,5-3 тыс. об./мин. Чтобы не «крутить» мотор до красной зоны, при этом плавно трогаться и тормозить, набирать скорость более 60 км/ч, нужно изменять передаточное число между мотором и колесами — для этого в машинах используют трансмиссию. В случае с МКПП водителю приходится управлять ее работой самостоятельно. И для этого нужно научиться определять момент, при котором будет оптимальным переход на ступень выше или ниже.
В целом, скоростной диапазон для 5-ступенчатой МКПП составляет:
Задний ход включается только на неподвижной машине, иначе его включение приведет к поломке трансмиссии. Также и с ходом вперед — ни I, ни какую-либо более высокую ступень нельзя включать, если машина едет задним ходом.
Начинать движение на машине можно только на I ступени (максимум — II, если под колесами лед или снежная каша). Это обеспечивает передачу большей мощности, двигателю не приходится раскручиваться до высоких оборотов.
Начинающих водителей в МКПП смущает сложность начала движения. Ведь в этой ситуации приходится работать сразу и педалью газа, и педалью сцепления. Но как только курсант окажется за рулем, он быстро освоится с педалированием автомобиля. Чтобы без рывков начать движение, необходимо:
С самой точки схватывания (ощутимый толчок) обороты будут стремительно падать. В этот момент нужно активней газовать, но не резко. Педаль газа нажимается мягко. Как только ход левой педали будет полностью завершен, ногу можно переставить на площадку под ногу и продолжать движение на I ступени или разгоняться для перехода на следующую.
Разгонять и плавно замедлять машину с МКПП можно путем выбора подходящего режима работы трансмиссии. Переключать передачу на ступень выше на МКПП необходимо, когда обороты двигателя на текущей составляют 2,5-3 тыс. об./мин. при спокойной манере езды и 3,5-4 тыс. об./мин. при интенсивном разгоне. Обгон производится на низкой ступени и высоких оборотах. Например, при движении обгоняемого транспортного средства со скоростью 70 км/ч, обгон совершается не на IV ступени (на 5-ступенчатой КПП), а на III при повышенных оборотах двигателя для обеспечения съема максимальной мощности мотора.
Как правильно переходить на ступень выше? Для этого нужно выполнить простую последовательность действий:
Далее просто нажимая на газ, нужно достичь требуемой скорости, прекратить разгон и продолжить движение.
Новичку бывает сложно быстро переключиться, он начинает бояться, что мотор заглохнет и от того хочет бросить учебу на МКПП и выбрать обучение на авто с коробкой-автоматом. Но современный исправный двигатель не глохнет при переключении трансмиссии, даже если скорость при переходе упадет на 3-5 км/ч. А значит, бояться нечего. Двигатель заглохнет только в том случае, если он карбюраторный, неисправный, а потеря инерции превысит 10-20 км/ч. В остальных случаях подхват будет более неустойчивый, и работать газом придется активней.
Чтобы не испытывать лишнего стресса, можно воспользоваться хитрым приемом — раскручивать мотор не до 2,5 тыс. об./мин, а до 3 и даже до 3,5 тыс. об./мин. Соответственно, скорость перехода также будет выше, автомобиль легче подхватит заданную ступень.
Понижать ступени проще, чем повышать их. Для этого достаточно перестать газовать, нажать на сцепление, слегка притормозить до достижения скоростного диапазона включаемой ступени, нажать на газ и одновременно с этим перестать жать левую педаль. Отпускать сцепление нужно также резко, как и при повышении ступени трансмиссии, но не бросать его.
Понижают ступени трансмиссии, обычно, при изменении дорожных условий. Например, выезд с трассы в населенный пункт, изменение качества покрытия, общее торможение потока. Для остановки машины переключать ступени вниз в рядовых условиях не требуется. Но тормозить на авто тоже нужно с умом.
При торможении на механике важно, чтобы из-за блокировки колес двигатель автомобиля не заглох. Для этого необходимо пользоваться сцеплением — нажимать на него прежде, чем будет выжиматься тормоз. Рычаг КПП при этом не используется, поскольку трансмиссия выключена из этого процесса. Но это применимо только к рядовым условиям и штатному торможению до полной остановки.
В случае, если нужно чуть сбросить скорость, но отпущенного акселератора для этого оказывается недостаточно, можно, не трогая левую педаль, чуть прижать педаль тормоза. Педалью газа в этот момент, конечно, пользоваться не стоит.
При экстренном торможении на машине с МКПП нажимается только тормоз. Двигатель при этом будет пытаться заглохнуть, но и он примет участие в ускоренной остановке транспортного средства. Профессионалы, конечно, не дают машине полностью заглохнуть, но научиться так виртуозно пользоваться педалями неопытному водителю получится только после того, как он проедет первые 20-30 тыс. км. в одиночестве.
Также не стоит забывать о том, что машина с МКПП вполне эффективно сбрасывает скорость и без участия тормозной системы. Это называется торможением двигателем.
Вождение авто с МКПП позволяет выполнять торможение двигателем. Ездить так всегда не получится — эффективность торможения гораздо ниже, чем у рабочей тормозной системы. Тем не менее, быстро потерять скорость можно. Чтобы остановить машину с МКПП только двигателем, нужно:
Процесс повторяется вплоть до достижения I скорости. Эффективно сбросить скорость с 90 км/ч до 20-10 км/ч получится всего за 5-10 сек., если все делать правильно. Приятного в этом мало, поскольку такое торможение требует повышенной концентрации внимания. Тем не менее, к такому виду торможения придется прибегать в случае гололеда, особенно на спуске, а также при вождении авто в горах, на спусках. Рабочая тормозная система в таких условия попросту не справляется.
Если нужно оттормозиться до полной остановки, то по достижении I ступени нужно сделать два не самых приятных действия: плавно поднять рукоятку стояночного тормоза и выключить зажигание. Транспортное средство остановится. Можно даже не доводить до I ступени и не поднимать ручник — автомобиль остановится на II ступени. Главное — не трогать левую педаль и не включать нейтраль.
Если ездить на авто с МКПП, то остановиться можно и ручником. Эффективность этого действия околонулевая, особенно при движении на высокой скорости на трассе или автомагистрали. Ручной тормоз может полностью остановить машину только в том случае, если она катится на 5-10 км/ч. На более высокой скорости авто может уйти в занос, особенно если покрытие неоднородное, скользкое или обслуживанием ручника никто не занимался.
Что произойдет с авто при использовании ручного тормоза во время скоростной поездки? Кроме возможного заноса, быстрого износа колодок и покрышек на задней оси — ничего. В интернете есть много роликов на тему. Самостоятельно экспериментировать со стояночником не стоит.
Научиться ездить на авто с МКПП легко, если пройти курс обучения в автошколе «Флагман». Механическая трансмиссия покорится и мужчине, и женщине благодаря индивидуальному подходу опытных инструкторов автошколы. Статистически, курсант осваивает МКПП всего за 1-2 занятия, даже если до этого никогда не сидел за рулем и путает лево и право. Запишитесь на курс вождения по телефону или на сайте онлайн.
Ваше сообщение было успешно отправлено
Пользуясь этим сайтом, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Информация на этом сайте носит ознакомительный характер и не является офертой.