Ваше сообщение было успешно отправлено
- Просмотров: 583
Прогрев двигателя
Из-за «зеленой повестки» многие автопроизводители стали заявлять, что прогрев двигателя не требуется и машина может ехать сразу после того, как ее завели. Но многие автолюбители продолжают греть мотор даже перед короткой поездкой и спорят с любителями «холодного старта».
Нужно ли прогревать двигатель современного авто
Сторонники езды «на холодную» приводят целый перечень аргументов против прогрева, в который входит и загрязнение окружающей среды, и экономия на бензине, и даже штрафы за работающий ДВС в жилой зоне.
И действительно, не зря же производители рекомендуют не «греться». К тому же нагар на свечах из-за переобогащённой смеси в сочетании с низкими оборотами еще никто не отменял. Да и ЭБУ машины вполне способен обеспечить стабильную работу мотора, благодаря чему даже холодный автомобиль будет двигаться ровно и выдавать нужную водителю тягу. Но с выводами торопиться нельзя, для начала нужно понять, что происходит с холодным двигателем при его запуске и работе.
Мотор любой машины производится из различных материалов от алюминия до чугуна, резины и пластика. У каждого из материалов есть собственный коэффициент теплового расширения. В холодном ДВС детали «уменьшены» зачастую на незримые доли миллиметра. И чем ниже температура деталей, тем они меньше — это физика, базовый школьный курс.
Поскольку двигатель рассчитан на определенную рабочую температуру, сопряжение деталей в нем до достижения заданных производителем +70…+90°С остается неоптимальным. Следовательно, в некоторых местах ДВС появляются опасные зазоры, а где-то их нет. При включении подвижные детали начинают тереться, иногда это трение сопровождается масляным голоданием. Вполне логично, что эти нагрузки приводят к повышенному износу и, как следствие, снижению ресурса. И все это на холостом ходу.
Если начать ехать на непрогретом автомобиле, придется увеличить количество оборотов. Но если даже холостой ход увеличивает износ элементов, то повышенные обороты ускоряют его в разы. Вот последствия:
- появление задиров и других деформаций двигателя;
- износ цилиндропоршневой группы из-за нештатных термических напряжений;
- подклинивание деталей, испытывающих масляное голодание.
Иными словами, если не прогревать ДВС, то даже самую «неубиваемую» механику можно довести до капиталки за 5-7 сезонов.
И здесь сторонники холодного старта начинают делать упор на некий таинственный «алгоритм» быстрого старта, который выражается в «погреем 30-120 секунд и едем на оборотах 2-2,5 тыс.». Вроде как этот алгоритм подтверждается и автопроизводителями, которые повсеместно рекомендуют отказаться от прогрева, но хоть как-то беречь ДВС до набора рабочей температуры.
И именно эта рекомендация автопроизводителей, «задушенных» экологической повесткой, подсказывает: если рекомендуют мотор беречь, то не просто так. Значит ДВС действительно работает в неоптимальном режиме. Ведь если бы законы физики полностью покорились гению инженерии, и износ деталей был бы незначительным, никаких рекомендаций бы попросту не было. Писали бы, причем с восторгом, что «завелся — и гони во всю железку».
Точку в споре «а прогревать ли» можно поставить и отсутствием защиты «от дурака» — тех водителей, которые все еще желают подогревать маслолетом и зимой. Достаточно выставить обороты на те же 2-2,5 тыс. для холостого хода для холодного автомобиля, чтобы люди сразу садились в машину и ехали. Но ведь даже в лютый мороз современный ЭБУ поддерживает обороты не выше 1,3 тыс.
Нужно ли прогревать дизельный ДВС
Отдельно ведут спор владельцы дизельных автомобилей. Многие уверены, что дизель перед поездкой не нуждается в прогреве. Но тип топлива и отличия от конструкции никак не влияют на законы физики. А это значит, что греться все же придется как минимум для снижения износа и отдаления необходимости капитального ремонта.
Но что более неприятно — поведение топлива. Соляра подвержена парафинированию и желированию. Низкая температура всегда приводит к гелеобразованию дизтоплива независимо от его класса и зимой, и летом. И при жестком минусе этот самый процесс может начаться непосредственно внутри ДВС, что станет причиной его быстрой поломки.
Прогрев турбированных двигателей
У владельцев автомобилей с турбонаддувом почти всегда готов ответ на спор, нужен ли прогрев двигателя перед тем, как начать движение. Однозначно, да. Все дело в масле и рабочей температуре турбины. Из-за высоких оборотов смазка должна быть минимально вязкой, иначе «улитку» придется менять.
Другой вопрос — сколько нужно прогревать? В теплое время года вполне хватит 2-3 минут, а вот зимой, в морозы на разогрев уйдет не менее 5-7 минут, а в сильные морозы и все 10.
Как прогревать машину
Греться или нет — личное дело каждого. Если автомобиль меняется раз в 1-2 года, и судьба его будущих владельцев мало волнует, можно и не подогревать авто перед поездкой. Если же хочется ездить без приключений и щадить ДВС, то лучше все же греть как минимум масло, но лучше, чтобы температура охлаждающей жидкости достигла минимальных +40-+50°С.
Не все современные авто показывают температуру ОЖ, поэтому у водителей возникает вопрос — сколько греть? Летом обычно хватает 2-3 минут, а если на улице жарко (+30°С и выше), то хватит и 1-2 минут. Сколько времени потребуется зимой? Минимум 5 минут, но лучше больше. Опять же, все зависит от температуры. Например, при -5°С даже 5 минут будет много. А вот сколько греть в -35°С не скажет даже опытный моторист, поскольку на процесс нагрева будет влиять множество переменных. Поэтому в такие морозы лучше греться перед поездкой до тех пор, пока ЭБУ не снизит обороты холостого хода до штатных 800-900 в минуту.