Ваше сообщение было успешно отправлено
- Просмотров: 443
Регулировка руля
В большинстве автомобилей предусмотрена возможность регулировки не только сидений и зеркал, но и руля. Благодаря этому рабочее место водителя легко адаптируется под особенности комплекции человека, непосредственно управляющего транспортным средством.
Виды и типы регулировки
Существует несколько видов конструкций, определяющих особенности настройки по углу и вылету:
- регулируемая колонка — допускает варьирование наклона и вылета руля, считается наиболее прогрессивной, может иметь электроприводы и систему запоминания нескольких настроек;
- система Лобделла — конструкция реализована на храповом механизме, предусматривающем не более 7 вариантов регулировки по дуговому вылету, не поддерживается настройка склонения руля;
- телескопический руль — вариативный вылет в пределах 7,6 см (3 дюйма), обеспечивает более точную настройку в сравнении с системой Лобделла.
В некоторых современных авто реализуется полностью электронная рулевая система, благодаря чему вылет и склонение регулируется в широком диапазоне, поскольку обод не связан механически с рулевым механизмом. В нем реализован принцип компьютерного джойстика — фактическое усилие на рулевом механизм создается электроприводом по сигналу ЭБУ, к которому подключен руль.
Но до появления электронных систем рулевого управления, да даже телескопического руля, не говоря уж о регулируемой колонке, в автомобилестроении лидировала система Лобделла. Ставшая классической, она до сих пор в ходу — по дорогам России и других стран мира до сих пор колесят подержанные, но еще крепкие иномарки.
Конструкция рулевого колеса системы Лобделла
Конструкция придумана Эдвардом Джеймсом Лобделлом, и с 1963 года использовалась в премиальных моделях автоконцерна General Motors. В основе системы лежит храповый механизм с защелкой. Конструкция размещается непосредственно на рулевой колонке.
При снятии храповой защелки механизм разблокируется и может передвигаться вертикально по дуге. Но ввиду несовершенства системы, водителю доступно всего 7 настроек. Причем для фиксации в выбранном состоянии защелку храпового механизма нужно вернуть на место. Если положение руля будет выбрано неправильно, она не защелкнется. При частых настройках возможно расшатывание защелки, из-за чего руль будет самопроизвольно вылетать и падать вниз.
С течением времени система была вытеснена сначала телескопическим механизмом, а впоследствии регулируемой колонкой. Сейчас последняя является стандартной опцией современного авто даже в бюджетном сегменте. Причем настроить удобный подъем и вылет можно как в автосервисе, так и своими силами.
Как настроить положение руля под себя
Для настройки важно убедиться в отсутствии неисправностей машины. Не должно быть люфта руля, разноизношенных шин, нарушения схода-развала установки колес. При наличии неисправностей необходимо посетить автосервис и устранить их. Но лучше заранее посетить станцию техобслуживания для диагностики.
Чтобы приступить к изменению склонения и вылета рулевого колеса, достаточно следовать инструкции к автомобилю. Обычно все фиксаторы располагаются непосредственно на тоннеле руля и представляют собой «флажки» или кнопки.
Регулировка по вылету и высоте
Оценить правильность настройки может только водитель, под которого настраивается руль. Для этого ему нужно:
- сесть в автомобиль и плотно прижаться к спинке сиденья (оно тоже должно быть настроено), приняв естественную позу;
- выпрямить руки и упереть их в обод руля.
Правильным положением будет такое, при котором руки оказываются чуть согнуты в локтях при их размещении на руле в позициях, соответствующих «10» и «2» часам циферблата стрелочных часов. При вращении руля рука, оказывающаяся сверху обода, должна полностью выпрямляться, но при этом обеспечивать полный охват обода. В нижней позиции рука не должна упираться в живот, спинку или дверь.