carbon_time График
работы:
Пн - Пт: 9:00 - 18:00
Сб: 8:00 - 12:00
carbon_time Наши
номера:
fluent_call Заказать звонок

Система ESP

В качестве опции и даже в виде штатного оборудования автомобиля внедряется система ESP ЕСП). Ее название — аббревиатура, которая расшифровывается как Electronic Stability Program. В русскоязычном варианте это система стабилизации курсовой устойчивости. Основное назначение комплекса — помощь водителю в сложных условиях, в первую очередь на скользких и разнородных покрытиях. Многие водители не представляют, в чем заключается помощь и как достигается устойчивость авто, поэтому нередко просто принудительно отключают эту систему устойчивости. Этот краткий ликбез позволит понять, зачем вообще нужна система стабилизации и стоит ли ее отключать.

Что такое ESP

2023 10 03 175738ЕСП в автомобилях — это помощник, который стремится не допустить срыва колес в скольжение при прохождении поворотов, маневров на скользких и разнородных покрытиях. Проще говоря, основным назначением ESP является предотвращение заноса и сноса автомобиля. Встав на один уровень с ABS, ЕСП является составной частью динамической безопасности.

Система отвечает за стабилизацию авто при езде прямо и в поворотах. Она выравнивает траекторию движения, делает ее более предсказуемой. Поэтому ее часто называют противоизносным помощником.

Комплекс интегрирован в автомобиль и тесно связан с его другими узлами и электронными помощниками. Структурно ЕСП состоит из следующих модулей:

  • блока системы электронного управления;
  • датчиков скорости колес (входят в состав ABS);
  • датчиков положения рулевого колеса (машин с ЭУР и ГУР);
  • датчиков давления гидравлики тормозов (входит в ABS);
  • G-сенсора (датчиков поперечного ускорения и угловой скорости автомобиля относительно вертикали).

ЕСП связан с ЭБУ двигателя и многими другими вспомогательными компонентами. Благодаря слаженной работе достигается высокий уровень безопасности.

Как работает ESP в автомобиле

Работа системы не связана с характеристикой и скоростью движения. ЕСП активна всегда — в ускорении, торможении, езде накатом или прохождении поворота на любой скорости. В автомобилях, движущихся размеренно и по хорошей дороге, ее работа незаметна в принципе. Все меняется при возникновении нештатной, предаварийной ситуации.

Поскольку ЭБУ ESP всегда знает о скорости движения, угле поворота колес и оборотах двигателя, то определить начало заноса у нее получится даже раньше, чем водитель его начнет ощущать. И, соответственно, начнет предпринимать меры, отдавая различные команды разным системам авто:

  • выборочное подтормаживание колес автомобиля — ЕСП сам рассчитает тормозное усилие и выберет колесо (или колеса), которое нужно подтормозить;
  • принудительное снижение крутящего момента — в ЭБУ двигателя поступит команда на сокращение подачи топливовоздушной смеси;
  • понизит передачу — в некоторых вариациях ESP способна даже вмешаться в трансмиссию автомобиля и понизить передачу, принудительно перевести коробку в «зимний» режим.

На автомобилях с задним, полным и передним приводом ESP отдает разные команды, поскольку в ее прошивке есть готовые алгоритмы действий для конкретного авто с учетом его конструктивных особенностей. И в этом заключается некоторая проблема.

Стоит ли выключать ESP

Существует ограниченное количество ситуаций, когда помощь ЕСП идет во вред. Например, в случае угрозы столкновения водитель переднеприводного автомобиля пытается резко изменить траекторию с одновременным ускорением, которое поможет избежать заноса. Но система сразу «душит» мотор, чем увеличивает риск столкновения, ведь она не знает причины подобного поведения водителя и «уверена», что наблюдается банальный снос при вхождении в крутой поворот на высокой скорости.

Именно поэтому многих опытных водителей раздражает сигнал о том, что ЕСП работает. И они стремятся ее выключить, чтобы система не мешала управлять машиной. Однако в городе и даже на трассе от ESP больше пользы, чем вреда. И когда она работает, устойчивости авто можно удивляться.

Однако существуют условия, когда от стабилизации больше вреда, чем пользы. ESP следует обязательно отключать в таких условиях, как:

  • преодоление снежной каши — для буксующего автомобиля «помощь» ЕСП грозит застреванием;
  • медленное движение по бездорожью — вмешиваясь, ESP будет безосновательно тормозить машину.

В остальных случаях помощником для стабилизации пренебрегать не нужно.

Стоит учесть и тот факт, что во многих моделях авто ЕСП не отключается в принципе — такой функции автопроизводителем банально не предусмотрено. А в некоторых машинах она отключается не до конца, по принципу выборочных скоростей (принудительное включение при достижении скорости 50-60 км/ч) или некоторого допущения проскальзывания. В основном это наблюдается в автомобилях премиум сегмента.

Новичку не стоит выключать помощника стабилизации при обычной езде. Его навыков все равно не хватит для резких контраварийных маневров. Блокировать ЕСП ему стоит лишь в одном случае — преодоление сложных участков (снег, грязь) на невысокой скорости.

Записаться на обучение

* обязательные для заполнения поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии c политикой конфиденциальности

Запись онлайн

Ваше сообщение было успешно отправлено

fluent_call Заказать звонок
Яндекс.Метрика
Заявка отправлена В ближайшее время мы свяжемся и подробно расскажем как проходит обучение и про способы оплаты.