Ваше сообщение было успешно отправлено
- Просмотров: 239
Система ESP
В качестве опции и даже в виде штатного оборудования автомобиля внедряется система ESP ЕСП). Ее название — аббревиатура, которая расшифровывается как Electronic Stability Program. В русскоязычном варианте это система стабилизации курсовой устойчивости. Основное назначение комплекса — помощь водителю в сложных условиях, в первую очередь на скользких и разнородных покрытиях. Многие водители не представляют, в чем заключается помощь и как достигается устойчивость авто, поэтому нередко просто принудительно отключают эту систему устойчивости. Этот краткий ликбез позволит понять, зачем вообще нужна система стабилизации и стоит ли ее отключать.
Что такое ESP
ЕСП в автомобилях — это помощник, который стремится не допустить срыва колес в скольжение при прохождении поворотов, маневров на скользких и разнородных покрытиях. Проще говоря, основным назначением ESP является предотвращение заноса и сноса автомобиля. Встав на один уровень с ABS, ЕСП является составной частью динамической безопасности.
Система отвечает за стабилизацию авто при езде прямо и в поворотах. Она выравнивает траекторию движения, делает ее более предсказуемой. Поэтому ее часто называют противоизносным помощником.
Комплекс интегрирован в автомобиль и тесно связан с его другими узлами и электронными помощниками. Структурно ЕСП состоит из следующих модулей:
- блока системы электронного управления;
- датчиков скорости колес (входят в состав ABS);
- датчиков положения рулевого колеса (машин с ЭУР и ГУР);
- датчиков давления гидравлики тормозов (входит в ABS);
- G-сенсора (датчиков поперечного ускорения и угловой скорости автомобиля относительно вертикали).
ЕСП связан с ЭБУ двигателя и многими другими вспомогательными компонентами. Благодаря слаженной работе достигается высокий уровень безопасности.
Как работает ESP в автомобиле
Работа системы не связана с характеристикой и скоростью движения. ЕСП активна всегда — в ускорении, торможении, езде накатом или прохождении поворота на любой скорости. В автомобилях, движущихся размеренно и по хорошей дороге, ее работа незаметна в принципе. Все меняется при возникновении нештатной, предаварийной ситуации.
Поскольку ЭБУ ESP всегда знает о скорости движения, угле поворота колес и оборотах двигателя, то определить начало заноса у нее получится даже раньше, чем водитель его начнет ощущать. И, соответственно, начнет предпринимать меры, отдавая различные команды разным системам авто:
- выборочное подтормаживание колес автомобиля — ЕСП сам рассчитает тормозное усилие и выберет колесо (или колеса), которое нужно подтормозить;
- принудительное снижение крутящего момента — в ЭБУ двигателя поступит команда на сокращение подачи топливовоздушной смеси;
- понизит передачу — в некоторых вариациях ESP способна даже вмешаться в трансмиссию автомобиля и понизить передачу, принудительно перевести коробку в «зимний» режим.
На автомобилях с задним, полным и передним приводом ESP отдает разные команды, поскольку в ее прошивке есть готовые алгоритмы действий для конкретного авто с учетом его конструктивных особенностей. И в этом заключается некоторая проблема.
Стоит ли выключать ESP
Существует ограниченное количество ситуаций, когда помощь ЕСП идет во вред. Например, в случае угрозы столкновения водитель переднеприводного автомобиля пытается резко изменить траекторию с одновременным ускорением, которое поможет избежать заноса. Но система сразу «душит» мотор, чем увеличивает риск столкновения, ведь она не знает причины подобного поведения водителя и «уверена», что наблюдается банальный снос при вхождении в крутой поворот на высокой скорости.
Именно поэтому многих опытных водителей раздражает сигнал о том, что ЕСП работает. И они стремятся ее выключить, чтобы система не мешала управлять машиной. Однако в городе и даже на трассе от ESP больше пользы, чем вреда. И когда она работает, устойчивости авто можно удивляться.
Однако существуют условия, когда от стабилизации больше вреда, чем пользы. ESP следует обязательно отключать в таких условиях, как:
- преодоление снежной каши — для буксующего автомобиля «помощь» ЕСП грозит застреванием;
- медленное движение по бездорожью — вмешиваясь, ESP будет безосновательно тормозить машину.
В остальных случаях помощником для стабилизации пренебрегать не нужно.
Стоит учесть и тот факт, что во многих моделях авто ЕСП не отключается в принципе — такой функции автопроизводителем банально не предусмотрено. А в некоторых машинах она отключается не до конца, по принципу выборочных скоростей (принудительное включение при достижении скорости 50-60 км/ч) или некоторого допущения проскальзывания. В основном это наблюдается в автомобилях премиум сегмента.
Новичку не стоит выключать помощника стабилизации при обычной езде. Его навыков все равно не хватит для резких контраварийных маневров. Блокировать ЕСП ему стоит лишь в одном случае — преодоление сложных участков (снег, грязь) на невысокой скорости.