Слепая зона у автомобиля

У любого транспортного средства есть слепая зона — области, которые не просматриваются в зеркала и через окна из водительского кресла. Знание этих областей позволит водителю ездить более безопасно и не создавать аварийных ситуаций. Изучить же их будет несложно.

2018 Geely Bin Yue Launched in China 15

Что такое мёртвая зона

Мертвыми называют зоны вокруг транспортного средства, которые не видны водителю. Они охватывают все пространство вокруг ТС, которое перекрывается элементами кузова или расположено за линией передних сидений. Наиболее закрытой является область справа от водительского места, наименее — слева. Но в любом случае для взора автовладельца оказываются закрытыми:

  • области, расположенные ниже кузовных деталей автомобиля;
  • пространство, перекрытое ветровыми стойками;
  • >области задней полусферы, не попадающие в конструктивные зеркальные элементы ТС.

Наибольшую опасность представляют области в левой и правой задней полусфере. Если за ветровыми стойками может «спрятаться» пешеход или легковушка, то в задней полусфере может быть «невидимой» даже фура.

Водителю следует знать, какие непросматриваемые пространства есть у легковушек и грузовиков. По возможности, он должен избегать нахождения в этих областях. Иначе ничего не подозревающее транспортное средство может неожиданно перестроиться в его сторону.

Слепая зона легкового авто

Зная расположение мертвых областей у собственной машины, не составит труда представить, насколько она заметна для других участников дорожного движения. Но следует исходить из того, что другому автолюбителю что-то может дополнительно перекрывать обзор. Например, в глухо тонированных ТС центральное зеркало может быть бесполезно, а значит, следуя за таким авто, стоит увеличить дистанцию.

Препятствовать обзору могут более широкие стойки или приземистый силуэт. Например, у ВАЗ 2106 обзорность впечатляющая — узкие стойки кузова и большая площадь остекления в сочетании с высокой посадкой позволяли контролировать полусферы и спереди, и сзади. А у некоторых поколений Skoda Octavia стойки широкие и расположены на некотором удалении от шофера. Из-за этого в ее непросматриваемую область мог попасть не просто пешеход или легковушка, но даже небольшой фургон.

Мёртвая зона грузового автомобиля

slepie zoni gruzovika

У грузовиков почти всегда отлично просматривается передняя полусфера. Шофер сидит высоко, окна в грузовом ТС большие. Но высокая посадка — не всегда хорошо. За срезом окна двери полностью помещается почти любое легковое авто — шофер грузовика не увидит «помеху» не только справа, но и слева.

Задняя полусфера, несмотря на большие зеркала, также обделена обзорностью. Сзади обзору мешает кузов или прицеп. С левой стороны и на 6-10 м назад от края кабины обзор затруднен конфигурацией внешних зеркальных элементов. Справа по той же причине в слепой области оказывается участок примерно в конце кузова или прицепа. Пространство вокруг кабины не просматривается примерно на 0,5 м слева, на 1,5-2 м справа и на 1-1,5 м спереди. Если грузовик имеет капотную конфигурацию, то спереди нет обзора почти на 2 м.

Двигаясь рядом с грузовиком, стоит стараться уходить из его непросматриваемых областей как можно быстрее. При следовании за большегрузом необходимость в соблюдении дистанции крайне высока.

Как исследовать слепые зоны автомобиля

Выявить непросматриваемые области на любом транспортном средстве легко. Для этого потребуется либо дорожная пробка, либо помощник. В первом случае необходимо:

  • в неподвижном положении осмотреться по сторонам и определить, какие автомобили стоят по соседству;
  • переместить внимание на зеркала и установить границы опасных мест, просто сопоставив увиденное в отражении с местоположением других ТС;
  • сместившись в пробке, снова оцените отражение зеркальных элементов.

Если же есть помощник, то все будет гораздо проще. Нужно занять место на водительском кресле, после чего дать отмашку помощнику, чтобы он обошел авто по кругу. Каждый раз, когда он будет пропадать из видимости, нужно отмечать границу непросматриваемой области. Попросите помощника сделать несколько кругов на разном расстоянии. Это поможет вычислить сферу невидимого пространства.

Полученные данные нужно запомнить. Но с первого раза выявить проблемные области будет сложно. Прием нужно повторять несколько раз, чтобы возникло понимание. И уже с его учетом можно будет, не боясь совершать маневры, двигаться в плотном городском потоке.

Как перестраиваться с учетом слепой зоны

Подавляющее большинство начинающих автолюбителей совершают критическую ошибку. Они не контролируют заднюю полусферу во время движения и вспоминают про зеркальное оборудование только в момент, когда приходит пора перестроиться. При таком поведении есть вероятность создания аварийной ситуации. В непросматриваемой области вполне может оказаться автомобиль, который следовал сзади по соседней полосе.

Поэтому перед совершением маневра стоит включить указатель поворота, осмотреться по сторонам, и уже убедившись в безопасности совершения маневра, приступить к его выполнению. Вот только такой способ неудобен, непрактичен и неприменим при движении в плотном потоке со скоростью выше 30 км/ч. В то время, когда водитель крутит головой, впередиидущее ТС может приступить к экстренному торможению. Никакой безопасной дистанции не хватит, чтобы своевременно отреагировать на возникшую ситуацию.

Гораздо эффективней во время движения постоянно контролировать заднюю полусферу и запоминать автомобили, двигающиеся сзади. В этом случае для перестроения достаточно будет бросить взгляд в зеркало. Если все задние ТС на месте и не мешают маневру — можно перестроиться. Если какого-то из них нет, но при этом оно не уходило на опережение, вполне вероятно, что оно попало в непросматриваемую зону. Придется либо покрутить головой в его поисках, либо дождаться, пока оно проедет.

Как вариант, можно воспользоваться дополнительным оборудованием. Сегодня в продаже есть множество приспособлений, упрощающих контроль пространства вокруг машины.

Как избежать слепой зоны на практике

Z QAfYJOLoTX anx R5agBl7WWM 1920

Первыми на помощь могут прийти дополнительные зеркала. Они крепятся рядом или поверх штатных и бывают 3-х типов:

  • сферические для использования на внешних конструкциях автомобиля;
  • параболические, которые считаются универсальными и устанавливаются как в салон, так и на внешние элементы;
  • электрохромные, которые затемняются при попадании в них света фар догоняющих ТС.

Последние не вполне информативные. В лучшем случае они дадут понять, что сзади кто-то есть. А кто именно и на каком расстоянии будет неизвестно. А если догоняющий автомобиль едет с выключенным или неисправным светом, то толку от электрохромных устройств будет мало.

Можно воспользоваться специальными датчиками. Они контролируют наличие движущихся и неподвижных объектов на расстоянии до 3 м. Подключенные к LED-индикатору, они среагируют на препятствие включением подсветки со стороны препятствия.

Но и датчики, и дополнительные зеркальные элементы, не являются полной гарантией того, что в слепую зону не попал объект, который будет препятствовать выполнению маневра. Нужно настроить отражение в зеркальных элементах ТС и уметь ими пользоваться.

Как настроить отражение в зеркалах

Настройке зеркальных элементов начинают учить еще на первом практическом занятии в автошколе. Без этого сложно будет выполнять упражнения и сдавать экзамены. Но увы, во многих автошколах этому уделяют мало внимания, в результате чего автолюбитель видит отражение не по правилам.

Чтобы убедиться в качестве настройки, следует посмотреть в боковые зеркала. В них должны быть видны задние стойки по бокам отражения. При этом стойки должны лишь обозначать свое присутствие для контроля над габаритами. Более 95% поверхности должно занимать пространство задней полусферы.

В салонном элементе должен отражаться сзади идущий автомобиль, причем быть строго по центру. Но настроить его можно и не в потоке. Если есть подголовник среднего заднего сиденья, он подойдет в качестве ориентира.

Чтобы ездить на автомобиле и уметь читать непросматриваемые области, нужно изначально выбирать подходящую автошколу. Во «Флагмане» опытные инструкторы научат управлять машиной и помогут разобраться со всеми вопросами непросматриваемых областей вокруг ТС. Запишитесь в любой удобный филиал автошколы по телефону или онлайн.

Яндекс.Метрика

Пользуясь этим сайтом, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Информация на этом сайте носит ознакомительный характер и не является офертой.