carbon_time График
работы:
Пн - Пт: 9:00 - 18:00
Сб: 8:00 - 12:00
carbon_time Наши
номера:
fluent_call Заказать звонок

Стояночный тормоз в авто

В автомобилях стояночный тормоз (также именуемый «ручник») используется в качестве основного устройства, удерживающего от самопроизвольного качения. К нему прибегают при парковке авто (особенно на спусках и подъемах), в пробках и даже при трогании на подъем. Но не все понимают разницу между стояночной и рабочей тормозной системой, не говоря о существующих видах «ручника»и принципе его действия.

Принцип действия стояночного тормоза

2023 07 21 001428Независимо от конкретной разновидности ручника, марки автомобиля или его класса, тормоз работает по стандартной схеме. При активации рычагом или кнопкой происходит блокировка задних колес. Именно они и удерживают машину от самопроизвольного качения.

Колеса могут блокироваться двумя способами: колодками рабочей тормозной системы через отдельный привод или же обособленным тормозным барабаном. Но в обоих случаях тормозные колодки поджимаются к поверхности барабана эксцентриком.

Конструкция несколько отличается в случаях, когда на задних колесах стоят не барабаны, а диски. Тормозные колодки в этом случае приводятся в действие или кулачковым механизмом, или винтовым. Эта конструкция более сложная, но в то же время обладает важным преимуществом — при неблагоприятных погодных условиях тормозные колодки не примораживает к диску. В барабанных системах случается, что из-за определенных условий: активированного стояночного тормоза, плюсовой и сырой погоды вечером и утренних заморозков, когда столбик термометра опускается ниже 0°С — колодки примерзают.

Блокировка колес снимается обратным действием водителя — нажатием кнопки (в основном в авто премиального сегмента) или опусканием рычага. И кнопка, и рычаг почти всегда расположены у селектора КПП, на центральном туннеле, между водительским и пассажирским сидениями. Расположение органа управления никак не влияет на разновидность ручника.

Виды стояночных тормозов в автомобилях

Вид стояночной тормозной системы определяется типом привода, который приводит в действие колодки задних колес:

  • механический;
  • гидравлический;
  • электромеханический.

В большинстве машин устанавливается именно механика. Для механических стояночных тормозов характерна полная автономность, безотказность и запредельная надёжность. Единственный ее недостаток — невысокая эффективность. Ведь даже согласно техрегламенту, механический привод должен обеспечить неподвижность автомобиля при уклоне свыше 23% в снаряженном состоянии и свыше 16% с полной загрузкой.

Иначе обстоит ситуация с гидравликой. Система обеспечивает неподвижность автотранспорта на уклонах до 31% включительно. Вот только она сложна, дорога и зачастую избыточна для легковушек. Поэтому ставят гидравлику преимущественно на грузовые автомобили и тяжелые автобусы.

В премиальном, но теперь уже даже в среднем и бюджетном сегментах легкового автопрома используется электромеханическая система привода ручника — EPB. Она удобна, часто активируется кнопкой (и даже дистанционно), но главное — обладает преимуществами механики и гидравлики. То есть конструктивно она относительно проста, но в то же время показывает высокую эффективность даже на крутых склонах.

Эксплуатация и обслуживание стояночного тормоза

Независимо от вида системы, ручник нуждается в правильном использовании и обслуживании:

  • трогаться можно лишь убедившись, что автомобиль снят с ручника;
  • движение на ручнике запрещено, поскольку приводит к повышенному износу колодок, механизмов и перегреву системы с последующим отказом;
  • пользовать ручником нужно регулярно, не реже 1 раза в 7 дней для исключения закисания механизмов;
  • не рекомендуется в морозы оставлять машину на ручнике;
  • длительная парковка (от 14 дней) с использованием стояночной тормозной системы запрещена.

Рекомендуется производить обслуживание стояночного тормоза в условиях сервисного центра с использованием оригинальных запчастей и расходников.

Узнать, что такое ручник и как им правильно пользоваться, можно на практических занятиях в автошколе «Флагман». Автоинструкторы покажут, как стартовать со стояночника и тормозной педали, включать и выключать ручник и приучат пользоваться им во время сдачи экзамена в ГИБДД и впоследствии в водительской практике. Запишитесь в автошколу по телефону или закажите бесплатный обратный звонок.

Записаться на обучение

* обязательные для заполнения поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии c политикой конфиденциальности

Запись онлайн

Ваше сообщение было успешно отправлено

fluent_call Заказать звонок
Яндекс.Метрика
Заявка отправлена В ближайшее время мы свяжемся и подробно расскажем как проходит обучение и про способы оплаты.