carbon_time График
работы:
Пн - Пт: 9:00 - 18:00
Сб: 8:00 - 12:00
carbon_time Наши
номера:
fluent_call Заказать звонок

Торможение двигателем

Многие водители практикуют торможение двигателем — процесс замедления и остановки автомобиля без использования рабочей тормозной системы или стояночного тормоза. Он обеспечивает планомерное снижение скорости вплоть до полной остановки транспортного средства. Прибегают к нему не всегда, а лишь в определенных дорожных условиях.

imgpreview

Что такое торможение двигателем и зачем оно нужно

Использование ДВС для остановки основано на его сопротивлении инерции при отсутствии поступления топлива в объеме, достаточном для поддержания скорости вращения коленчатого вала. Если же говорить более простым языком, то процесс можно описать следующим образом:

  • водитель решает применить торможение двигателем и убирает ногу с педали газа;
  • колеса продолжают вращение по инерции и передают его трансмиссии;
  • трансмиссия сообщает момент инерции мотору;
  • мотор, в который не поступает топливо в достаточном объеме, оказывает сопротивление моменту инерции за счет роста компрессионного давления;
  • автомобиль замедляется.

Такое торможение используется в ситуациях, когда нужно замедлиться без использования тормозной системы машины. Например, при спуске по серпантину рабочая тормозная система перегреется и авто потеряет управление. При спуске с ледяной горки ДВС обеспечит более эффективное замедление, поскольку исключает блокировку колес. Если же произошел отказ рабочего тормоза, то этот способ является единственным вариантом тормозить предельно безопасно.

Плюсы и минусы при торможении двигателем

Замедление без использования тормозной системы имеет как преимущества, так и недостатки. К плюсам стоит отнести:

  • исключение блокировки колес во время торможения — мотор не даст ведущей паре колес заблокироваться;
  • исключается перегрев рабочей тормозной системы — мотор не оказывает нагрузку на тормоза;
  • сокращается износ элементов тормозной системы — она не задействуется при таком замедлении;
  • единственный способ затормозить при отказе рабочего тормоза — иных способов замедлить авто попросту нет.

Из недостатков способа стоит выделить высокую нагрузку на поршни, подшипники коленвала и шатуны. Впускной коллектор, оставшийся без нормального объема рабочей смеси, начинает быстрее изнашиваться. При частом использовании возникает риск проникновения моторной смазки в цилиндры и впускной коллектор, что приблизит капитальный ремонт мотора.

Не стоит списывать со счетов и повышенный износ сцепления. Неправильное оттормаживание двигателем приводит к проскальзыванию дисков. В результате сцепление «ходит» меньше положенного срока до ремонта, который на некоторых авто, мягко говоря, обойдется недешево.

Как тормозить двигателем

Чтобы не «убить» мотор раньше времени, к такому виду замедления не стоит прибегать слишком часто. Его используют только ситуативно, причем нужно стараться избегать возникновения таких ситуаций. Если же обстоятельства требуют замедлиться без тормоза, то необходимо придерживаться определённого порядка, который определяется типом трансмиссии.

На механике

МКПП удобна для замедления с использованием ДВС. Чтобы воспользоваться методом, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • убрать ногу с акселератора, чтобы запустить процесс замедления, сцепление при этом трогать не нужно;
  • как только обороты ДВС перестанут падать, нужно быстро включить более низкую передачу по схеме «V-IV-III-II-I»;
  • как только обороты перестанут падать на I передачу, нужно выключить зажигание — авто «клюнет носом» и остановится, возможно, с непродолжительным скольжением.

Типичные ошибки заключаются в слишком поспешном переходе на понижение. Если обороты после переключения «шкалят», мотор «взревывает», а авто норовит «клюнуть носом», то переключение выполнено излишне поспешно.

Еще одна ошибка — пропуск передач при понижении. Нельзя с V включать сразу III. Энергия, которую передадут колеса, окажется избыточной, и ее не смогут поглотить ни трансмиссия, ни мотор.

Торможение на коробке-автомат

Если с механикой все относительно просто, то вот АКПП менее подходит для замедления с использованием ДВС. Это можно сделать далеко не на каждой коробке. По-настоящему замедлить авто сможет только АКПП с режимами Overdrive, «Снежинка», L.

Некоторые версии АКПП без режима Overdrive также позволяют оттормозиться двигателем. Переход идет по схеме «D-II». Использование R и P приведет лишь к сигнализации ошибки на современных авто и к серьезной поломке АКПП на более старых моделях.

Некоторые современные трансмиссии типа «вариатор» имеют встроенную функцию оттормаживания мотором. Для ее активации нужно перевести селектор КПП в положение L и убрать ногу с педали газа.

В ходе прохождения курса подготовки водителей в автошколе «Флагман» можно попросить инструктора показать этот способ замедления наглядно. Сложного в нем ничего нет, осваивается метод буквально за несколько минут. Запишитесь на курсы онлайн или по телефону.

Записаться на обучение

* обязательные для заполнения поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии c политикой конфиденциальности

Запись онлайн

Ваше сообщение было успешно отправлено

fluent_call Заказать звонок
Яндекс.Метрика
Заявка отправлена В ближайшее время мы свяжемся и подробно расскажем как проходит обучение и про способы оплаты.